Александр Августович Тимлер


Биография Александра Августовича Тимлера, моего деда по материнской линии, драматична и оптимистична одновременно. Думаю, что она могла бы стать отличной основой для приключенческого романа или киносценария в жанре байопика. Впрочем, советские литераторы и журналисты разной степени известности обращались к образу и коллизиям судьбы Александра Тимлера в своих воспоминаниях, очерках и даже поэмах. На протяжении всей своей жизни он предоставлял пишущей братии для этого поводы. Коротко перескажу самые яркие их них.

«Отчаянный летчик» — так в одной из телевизионных программ назвал моего деда сын Алексея Каплера, известного советского кинодраматурга и возлюбленного Светланы Сталиной. Имена Александра Тимлера и Алексея Каплера связаны коротким фронтовым эпизодом. В 1942 году Алексей Яковлевич работал над сценарием фильма «Она защищает Родину» про женщину-командира партизанского отряда (ее сыграла легендарная Вера Марецкая). Чтобы правдиво рассказать о борьбе с фашистами в оккупации, Каплер решил побывать у партизан и своими глазами увидеть их быт. Доставил его за линию фронта на крошечном У-2 молодой летчик Александр Тимлер. Про этот полный опасностей перелет и отважного пилота кинодраматург позднее рассказал в своих мемуарах. Впрочем, как показывает военная часть биографии деда, для него это был вполне рядовой случай.

А.Каплер (слева) и А.Тимлер перед полетом к партизанам

А.Каплер (слева) и А.Тимлер перед полетом к партизанам


Мой дед Александр Тимлер, немец по национальности, родился в 1912 году в Армавире, рано остался без родителей и попал в коммуну для беспризорников — их в то время было немало в разоренной гражданской войной стране. Никто не знает, как сложилась бы его судьба, если бы на волне всенародной любви к авиации, которая захлестнула Советский Союз в 30-х годах, дед не поступил бы в Батайскую летную школу. Выбранная профессия оказалась самой подходящей для безбашенного парня, находившего общий язык с любой техникой.

Все летчики того времени были немного хулиганами. Кумира молодых советских авиаторов Валерия Чкалова за то, что он пролетел под мостом, в свое время отчислили из отряда. Но это не остановило пилота Тимлера — он мечтал повторить опасный трюк и сделал это. А позднее, когда ему было поручено перевезти самому Чкалову какой-то пакет с бумагами, дед решил не передавать его обычным путем: он просто так низко пролетел над домом Валерия Павловича, что смог сбросить пакет прямо ему во двор.

За два месяца до войны

За два месяца до войны


Эти юношеские пируэты помогли деду позже. В первую неделю войны Александр Тимлер был мобилизован на Северо-Западный фронт. Главной задачей его подразделения являлась связь с партизанскими отрядами на территориях, временно оккупированных Псковской и Ленинградской областей. Здесь навыки «летного хулиганства» оказались очень востребованными: совершая вылеты, особенно ночные, самолёт часто нужно было вести предельно низко, как под мостом.

Март 1942 года, Северо-Западный фронт


За девять месяцев службы Александр Тимлер провел в небе 740 часов. Неоднократно попадая под зенитный огонь, «перебросил» партизанам по воздуху 5 255 кг боеприпасов, 435 кг медикаментов, 1746 кг консервированной крови, 1875 кг почты, 725 кг листовок. Но самое главное — он доставил в отряды 27 медиков и вывез с оккупированных территорий 340 раненных партизан и 141 военнослужащего.

У-2 в народе называли «летающая этажерка». Справа — пилот А. Тимлер


На своём «кукурузнике» дед, всегда тяготевший к рационализаторству, умудрился оборудовать лежачие места. О находчивом и отважном летчике писала фронтовая пресса — «Правда» и «Известия». И уже в первый, самый страшный и панический год войны, когда боевые награды получали единицы, Александр Августович Тимлер был награжден орденом Красной звезды. Ему было тогда 30 лет.

… 34 года спустя в Тюмень на Дни литературы приехал Алексей Каплер со своей последней женой — поэтессой Юлией Друниной. Их попросили выступить на местном телевидении. Пригласили и моего деда, устроив героям в эфире встречу в духе суперпопулярной тогда программы «От всей души».

А.Каплер и А.Тимлер в студии Тюменского областного телевидения


Неожиданная встреча фронтовых товарищей получилась теплой, но, наверное, перед камерами и в окружении съемочной группы, этим двум пожилым мужчинам было трудно вести откровенный разговор о том, как странно и в чем-то похоже сложилась их жизнь после совместного полета к партизанам. «Английский шпион» Алексей Каплер за свой роман с дочерью «вождя народов» отсидел в нескольких северных лагерях и был реабилитирован только в 1953 году. «Сталинского сокола» Александра Тимлера согласно приказу Главнокомандующего о выдворении с фронта лиц «неблагонадежных национальностей» через пять дней после получения ордена отправили в глубокий тыл.

И, хотя у истории нет сослагательного наклонения, моя мама уверена в том, что этот нелепый и оскорбительный приказ спас ее отца — отчаянного летчика. «Как говорится, спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство», — повторяя от случая к случаю популярный лозунг своих школьных лет, мама вкладывает в него свой собственный смысл. Она имеет право на эту горькую иронию: мало кому из ее ровесников повезло вырасти в полной семье.

Впрочем, Александр Тимлер и вдали от фронта продолжал испытывать свою судьбу на прочность. Его с семьей отправили в Тюмень, где дед продолжил совершать вылеты, в том числе — и на Крайний Север, и обучать пилотов на Плехановском аэродроме.

Елена Горбачева с семейной реликвией — орденом Красной Звезды


Суровый климат и изношенная техника — не лучшие друзья летчика даже если вокруг не рвутся снаряды. Однажды на Ямале, перебрасывая экспедицию на точку, один из моторов «потек» из-за мороза и потерпел аварию в тундре, где-то между Яр-Сале и бухтой Находка на западном берегу Обской губы. О том, как люди держались и выживали, в поэме «Семь дней» рассказал поэт Вадим Коростылев, который волею судьбы оказался среди пассажиров. Поэма была опубликована в журнале «Знамя» в девятом номере за 1955 год.

«Теперь

уже никуда не деться:

четыре жизни и грозный тоннаж!

Осталось

только Тимлера сердце…

Саша! Выдержишь

или сдашь?»

Полузамерзших голодных людей спас счастливый случай: на них вышел ненец с упряжкой. Но на протяжении прошедших до этой встречи семи страшных дней, именно мой дед был образцом стойкости и самообладания для всех потерпевших крушение.

Александр Тимлер не оставил штурвал и после страшной авиакатастрофы, произошедшей в октябре 1944 года в Октябрьском (ранее Микояновском) районе Ханты-Мансийского округа. Этот случай в течение нескольких лет являлся предметом журналистского расследования, развернутого окружной прессой и связанного с тайной безымянной могилы в районе бывшего гидропорта Ханты-Мансийска. Самолет МП-1 упал в таежной местности в 30 километрах от поселка Лорба. Военное время «размыло» сведения о происшествии в далеком тылу, однако современным репортерам удалось выяснить, что там захоронены погибшие при крушении пилоты, трупы которых вывезли с места авиакатастрофы после того, как замерзли окрестные болота. Журналисты восстанавливали события по крупинкам: самолет должен был вести Тимлер, но командир Обского авиаотряда Александр Дубенский волевым решением занял его место, так что деду пришлось сесть на место второго пилота. Самолет попал в сильнейший снежный шторм, и в какой-то момент из-за обледенения диффузора корбюратора рухнул. Выжившие люди, среди которых были и раненные, несколько дней блуждали по тайге, питаясь только консервами, которые оказались на борту самолета. После этого дед до конца жизни не мог даже смотреть на консервы «Печень налима»…

Лишь последняя, произошедшая зимой 1946 года авария заставила отчаянного летчика отказаться от неба. Самолет грохнулся плашмя на лед реки Вогулки. Дед вновь оказался в числе выживших, но серьезно повредил таз, и его вернули семье в лежачем состоянии. После того, как Александр Тимлер встал с больничной койки (а по-другому и быть не могло!), он освоил новую профессию: продолжая испытывать страсть ко всяческим механизмам, выучился на рентгенотехника и организовал первую в области рентгеномонтажную мастерскую при областной больнице. А еще стал страстным автолюбителем и не выпускал этот «штурвал» из рук, пока позволяло здоровье.

Дед покинул нас в возрасте 75 лет, подняв на ноги рожденных еще до войны троих детей, дождавшись не только внуков, но и первого правнука. Без сомненья, судьба преподнесла нам царский подарок, раз за разом возвращая отчаянного летчика с небес на землю живым. Но, видимо, на этом лимит семейного везения был исчерпан: мой второй дед, Семен Фотиевич Горбачев, пропал без вести во время боев под Смоленском в самом начале войны. Его сыну, моему отцу, не исполнилось тогда и пяти лет…

Перечень наград :

Орден Красной Звезды

Орден Отечественной войны II степени


Горбачева Елена Викторовна, начальник Службы по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром недра»

Память народа

Подлинные документы о Второй мировой войне

Подвиг народа

Архивные документы воинов Великой Отечественной войны

Мемориал

Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества