Легендарный летчик Шершов
Виктор Васильевич Шершов
Мой прадед Виктор Васильевич Шершов родился 13 февраля 1917 года в г. Александровске Архангельской губернии. В 1939 году окончил Батайскую школу пилотов, получив специальность пилота гражданского воздушного флота (ГВФ). Но о полетах в чистом мирном небе вскоре пришлось забыть — началась война.
Уже с первых дней войны ГВФ в оперативном отношении стали подчиняться Наркомату обороны. Было сформировано шесть авиационных групп особого назначения, в том числе и Юго-Западная, куда в составе 169-го авиаполка вошел и пилот У-2 Виктор Шершов.
Гражданские самолеты на фронте были и необходимым видом транспорта, и важным средством связи: гражданские «кукурузники» доставляли продукты, медикаменты и почту, перевозили раненых, выполняли специальные поручения командования. Одно из таких секретных заданий Ставки Верховного Командования СССР закончилось для прадеда трагически. 31 июля 1941 года Виктор Шершов был отправлен в город Умань, где находился штаб 6-й и 12-й армий, уже окруженных противником. Во время обратного бреющего полета фанерный, с брезентовой обшивкой У-2 был подбит фашистами. Механик успел сбежать, а раненный в ногу пилот попал в плен. Но пакет на имя маршала Буденного с секретным сообщением о тактике сопротивления врагам Шершов сумел уничтожить.
Более чем через 40 лет этот эпизод вошел в документальную легенду «Зеленая брама», написанную военным корреспондентом, лауреатом Государственной премии СССР Евгением Долматовским и опубликованную в 1983 году в «Роман-газете». А тогда, летом 41-го года Виктор Шершов оказался в концентрационном лагере в Умани, где на голой земле под открытым небом было размещено 70 тысяч советских военнопленных. Сам прадед рассказывал об этом так: «Людей убивали ни за что, ни про что — не так встал, не так посмотрел… Охрана стреляла ради забавы. Наведут, к примеру, ночью луч прожектора на живое месиво полутрупов, люди, естественно, зашевелятся от беспокойства. Кто-то поднимет голову, кто-то сядет. А палачи — пулеметной очередью по ним. Утром убитых сносят в штабеля».
Но отважный пилот через полгода на костылях сумел бежать из-под охраны, добраться до линии фронта и найти свою часть, где он уже считался погибшим. Измученного пленом и ранением прадеда откомандировали в распоряжение Главного управления ГВФ для работы в тылу, а после выздоровления направили в Уральское управление ГВФ с дислокацией в Тюмени. В дальнейшем Виктор Шершов работал пилотом самолета Ан-2, командиром авиазвена, заместителем командира 234-го авиаотряда в Салехарде, старшим пилотом-инспектором Тюменского авиапредприятия, командиром 246-го летного отряда Тюменского авиапредприятия, а затем инструктором тренажера по летной подготовке пилотов.
Общий трудовой стаж ветерана гражданской авиации Виктора Васильевича Шершова — 50 лет, из них 30 он провел на летной работе, за время которой освоил самолеты Ш-2, Ли-2, По-2, Ан-2, Як-12 и другие крылатые машины. Безаварийный налет прадеда — 15 450 часов. Награжден орденами «Знак Почета», Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», знаком «Отличник Аэрофлота», а за активное обслуживание санавиации — знаком «Отличник здравоохранения».
Виктор Васильевич Шершов ушел из жизни в 2003 году, в возрасте 86 лет. Во Всероссийской Энциклопедии «XX век. Гражданская авиация России в лицах» размещена энциклопедическая статья и портрет моего прадеда. Горжусь и помню!
Память народа Подлинные документы о Второй мировой войне |
Подвиг народа Архивные документы воинов Великой Отечественной войны |
Мемориал Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества |
Увеличенная фотография (JPG, 1 МБ)